-->
До конца марта текущего года в Госдуму будет внесен один из двух альтернативных законопроектов, который обяжет нефтяные компании финансировать мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий разлива нефти на шельфе, пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на источники.
Первый законопроект подготовлен Минприроды в соответствии с поручением президента и правительства. После ряда согласований в середине февраля проект был повторно внесен в правительство, в ближайшие дни он будет рассмотрен кабинетом министров, после чего будет направлен в Госдуму. Второй, разработанный при участии экологических организаций, будет внесен депутатами до конца марта.
Законопроект Минприроды предполагает внесение поправок в законы «О внутренних морских водах» и «О шельфе». Как пояснила «Коммерсанту» глава юридического департамента Минприроды Светлана Радченко, проект ведомства ужесточает экологические требования и определяет необходимые меры по предупреждению разливов нефти при проведении буровых и иных работ с нефтяных платформ.
При этом нефтяным компаниям предлагается на выбор три варианта финансирования мероприятий по недопущению и ликвидации аварий на шельфе: банковская гарантия, договор страхования, или создание в самой компании резервного фонда.
«Объем резервного фонда для каждой компании будет определяться исходя из плана работ, прогноза стоимости аварийных работ, прогнозной суммы средств, необходимых для возмещения вреда, причиненного морской среде, в соответствии с методикой расчета, утверждаемой Минприроды», — рассказала Радченко, отметив, что Минприроды не поддерживает идею создания спецфонда для финансирования ликвидации последствий крупных разливов нефти.
«По закону «О недрах», на российском шельфе могут работать только две госкомпании. В этих условиях мы считаем создание фонда не очень целесообразным», — пояснила она.
Альтернативный законопроект будет внесен в Госдуму депутатами до конца марта, сообщил изданию член комитета Госдумы по экологии Виктор Зубарев.
В отличие от поправок Минприроды, законопроект распространяется не только на нефтедобычу, но и на транспортировку нефти, а также на все остальные процессы, связанные с безопасностью нефтедобычи на шельфе, от проектирования объектов нефтедобычи до вывода их из эксплуатации. Законопроект предусматривает экологический, в том числе общественный, контроль за состоянием морской среды. При этом для финансирования работ по предотвращению и ликвидации последствий разлива нефти предполагается создать специальный фонд. Планируется, что он должен формироваться за счет отчислений нефтяных компаний (размер взноса определяется в процентах от страховой суммы по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца объекта нефтедобычи), а также за счет средств федерального бюджета, экоштрафов и других платежей.
Оба законопроекта распространяются только на морские воды. Оба законопроекта не учитывают более частых, хотя и не таких масштабных аварий, при которых нефть попадает в реки, пояснил «Коммерсанту» один из инициаторов законопроекта Виталий Горохов из института «Экоюрис». Впрочем, если принцип не будет ограничен нефтедобычей на шельфе, все нефтяники будут оплачивать риски «Газпрома» и «Роснефти» на шельфе, где они крупнее.
Член комитета по экологии Госдумы Виктор Зубарев заявил газете, что депутаты «работают» с Минприроды, надеясь выработать единый документ. Глава комитета по экологии Евгений Туголуков утверждает, что депутатский законопроект будет внесен в том случае, «если Минприроды не успеет внести свой к сроку, зафиксированному в поручении президента, 31 марта».
|