Малоизвестная швейцарская компания претендует на покупку спорных украинских нефтепродуктопроводов “Транснефти”, за которые госкомпания уже четыре года судится с местными властями. Сейчас прокачка дизельного топлива по этим трубам остановлена, и, по мнению аналитиков, “Транснефть” будет рада избавиться от проблемного актива. Но источники в отрасли отмечают, что без гарантий загрузки трубопровода российским топливом цена актива будет минимальной, пишет “Коммерсантъ”.
Швейцарская компания International Trading Partners AG подала ходатайство в ФАС РФ о покупке “Юго-запад Транснефтепродукта” — дочерней структуры “Транснефти”, сообщила служба. “Юго-запад Транснефтепродукту” принадлежит “Прикарпатзападтранс”, владеющий магистральным трубопроводом на Украине, по которому дизтопливо из РФ шло в Центральную Европу. ФАС отмечает, что “Юго-запад Транснефтепродукт” является стратегической компанией, и для ее продажи необходимо согласие правительственной комиссии по иностранным инвестициям, поэтому служба отложила принятие решения. В “Транснефти” комментарий не предоставили.
“Прикарпатзападтранс” владеет 1,4 тыс. км нефтепродуктопроводов Самара–Западное направление и Грозный–Армавир–Трудовая (мощность — 1,7 млн топлива в год). С 2011 года Украина пытается отсудить эти трубопроводы. В середине марта “Транснефть” проиграла в последней инстанции — Высшем суде Украины, после чего трубопроводы должны были перейти в собственность государства, а в компании заявили, что не будут возобновлять прокачку по трубе. Но уже в середине апреля Ровненский суд объявил о пересмотре дела “по новым обстоятельствам”, в начале июля это подтвердили и в апелляции. Поэтому юридический статус актива неясен. Но параллельно “Транснефть” начала реорганизацию “Юго-запад Транснефтепродукта”: весной в две другие дочерние структуры госкомпании были выведены его российские и белорусские активы, и на его балансе остались только украинские трубопроводы.
По данным ФАС, International Trading Partners AG контролирует гражданин Германии Анатолий Шефер. По данным швейцарского регистратора, компания занимается торговлей энергетическими товарами, драгметаллами, стройматериалами и техникой, предоставлением авиационных услуг. У компании есть офис в Киеве и два бизнес-джета Gulfstream, базирующихся в аэропорту Киева, но нет сайта. Отметим, что это не первый случай, когда на активы российских компаний на Украине претендуют малоизвестные структуры. В 2014 году ЛУКОЙЛ, владевший на Украине 240 АЗС и шестью нефтебазами, продал эти активы австрийской AMIC Energy Management, созданной за несколько лет до этого топ-менеджерами OMV.
Для “Транснефти” “Прикарпатзападтранс” — рискованный актив, с которым не будет “ничего хорошего”, его продажа логична, считает Андрей Полищук из Raiffeisenbank. По словам источников в отрасли, трубы “Прикарпатзападтранса” имеет смысл загружать только российским топливом, но едва ли какая-либо компания из РФ согласится прокачивать его без гарантий безопасности. “Вопрос в том, сможет ли новый собственник получить такие гарантии, а без загрузки топливом трубопроводы не стоят ничего”,— говорит один из источников. Уже сейчас в этой трубе “заморожено” около 100 тыс. тонн дизтоплива — как технологические объемы самой “Транснефти”, так и ее клиентов ЛУКОЙЛа и “Башнефти”. “Транснефть” оценивала возможные убытки от изъятия этого топлива в $40 млн.
|