Снижение цен на топливо, на котором настаивает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, может привести к возникновению дефицита на рынке нефтепродуктов. Такие выводы содержатся в письме НК «Роснефть», которое компания направила в ФАС, сообщает «Интерфакс-Украина» со ссылкой на источник. По мнению компании, в настоящий момент на рынке нефтепродуктов РФ сохраняется существенный недостаток предложения высокооктановых бензинов. При этом компания отмечает, что даже в условиях дефицита цена «Роснефти» на «народные» марки топлив (автобензин А-92 и дизтопливо) значительно ниже цен основных компаний-конкурентов. «Роснефть» уверяет, что оптовые цены минимальны и не позволяют покрыть потерь компании. Кроме того, за период май-июнь оптовые цены «Роснефти» продолжали снижаться. Так, дизельное топливо Ангарской НХК снизилось на 1 370 руб./т ($48,6), авиационное топливо Ачинского НПЗ и Ангарской НХК подешевело на 1 070 руб./т ($38). Компания считает, что в сложившихся ценовых условиях ее продукт является наиболее привлекательным для потребителей, в результате чего в мае был зафиксирован резкий рост объемов розничных продаж – на 32,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Таким образом, дальнейшее снижение цен «Роснефтью» может вызвать еще большее увеличение региональных продаж и вымыванию автобензина с рынка. «Это может привести к ажиотажному спросу, раскачиванию рынка закупок и, с большой вероятностью, исчезновению бензина с рынка», – отмечает компания. Компания также напоминает, что в настоящий момент установление цен на нефтепродукты на внутреннем рынке на основе формулы цены, рассчитанной исходя из экспортной альтернативы, законодательно не закреплено, а в условиях дефицитного рынка, по мнению «Роснефти», правильным был бы подход, рассчитанный на основе «импортного net-back». Единственной мерой стабилизации в сложившейся ситуации «Роснефть» считает стимулирование насыщения отечественного рынка топливом, что возможно только за счет увеличения производственных мощностей и внесения поправок в Технический регламент в части продления срока обращения топлива класса 2, начиная с сентября 2011 г. «Роснефть» подтвердила агентству, что направила письмо в ФАС, в котором была изложена «аргументированная, экономически обоснованная позиция компании». Напомним, в конце июня ФАС предупредила 8 нефтяных компаний (ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «НК «Альянс», ОАО «АНК «Башнефть») о необходимости снижения цен на топливо и направила запросы с требованием обосновать сохранение текущего уровня внутренних цен, в то время как мировые цены на нефтепродукты снизились на 12-17%. По мнению ФАС, в результате падения цен на мировом рынке и изменения ставок вывозных пошлин цены внутреннего рынка должны были снизиться до экономически эффективного уровня в соответствии с принципом равноэффективности поставок на внутренний и внешний рынки. В настоящее время ведомство ожидает от компаний коррекции внутренних цен на топливо в соответствии со снижением мировых цен на нефть. Как сообщает агентство, в июне текущего года по отношению к началу мая мировые котировки на дизельное топливо и бензины снизились на 12 и 17% (соответственно),а расчетный net back на 17 и 22% (соответственно). При этом на внутреннем рынке России снижение цен НПЗ составило не более 2-3% (на А-95 произошел рост на 3%), а цены мелкооптового и розничного сегментов находятся в растущем тренде.
|