Украина предложила США совместную разработку ракетных двигателей для замены российских РД-180. Об этом стало известно от главы ГКАУ, Любомира Сабадоша. Впрочем, сомнительно, что в данной ситуации можно говорить о «разработке» - для этого у Украины сейчас нет ни людей, ни ресурсов, ни оборудования. Вероятнее всего, Государственное космическое агентство Украины просто в очередной раз пытается продать какие-то документы, оставшиеся с советских времен. «Конечно, «Южмаш» участвовал в общей советской программе, он производил кое-какие двигатели, не могу точно сказать, но тяжелые стартовые двигатели, скорее всего, – нет.
РД-180, конечно, продукция только «Энергомаша». Двигатели на украинских ракетах «Циклон» и «Зенит» всегда были с «Энергомаша», «Южмаш» делал только двигатели второй ступени корректировочные двигатели.
Смогут ли они производить двигатели для первой ступени – большой вопрос. Другое дело, что на «Южмаше» эти двигатели видели и, вполне вероятно, сохранилась какая-то документация. Не исключено, что они, действительно, горят желанием помочь США в производстве. Другое дело, насколько это законно. Правообладателем двигателей является, естественно, «Энергомаш». Мы же не производим у себя самолеты «Антонов», хотя могли бы, наверно, это сделать.
Стоит отметить, что американцы в таких вопросах не слишком щепетильны, другое дело, что репутация у Украины такая что свяжешься – потом сто раз пожалеешь», - прокомментировал ФБА «Экономика сегодня» Михаил Александров, ведущий эксперт Центра военно-космических исследований МГИМО. Впрочем, сомнительно, что есть какие-то реальные основания беспокоиться о безопасности российских разработок атомных двигателей. Академик Борис Каторгин, в интервью журналу «Эксперт», напомнил, что США уже пытались, и не раз, скопировать двигатель. «Американцы очень прагматичны. В 1990-х, в самом начале работы с нами, они поняли, что в энергетической области мы намного опередили их и надо у нас эти технологии перенимать.
Они объявили конкурс на двигатель тягой 400 тонн для своих «Атласов», который выиграл наш РД-180. Тогда американцы думали, что они начнут с нами работать, а года через четыре возьмут наши технологии и будут сами их воспроизводить. Я им сразу сказал: вы затратите больше миллиарда долларов и десять лет. Четыре года прошло, и они говорят: да, надо шесть лет. Прошли еще годы, они говорят: нет, надо еще восемь лет. Прошло уже семнадцать лет, и они ни один двигатель не воспроизвели. Им сейчас только на стендовое оборудование для этого нужны миллиарды долларов», - отмечает он. Таким образом, речь идет не только о самих технологиях, но и о возможностях для их воплощения и испытаний. И кроме как на «Южмаше» строить что-то похожее на космические двигатели Украина не может. Но состояние «Южмаша» оставляет желать много лучшего. Наиболее вероятная судьба производства - это полное перепрофилирование для нужд «Энергоатома», «Нафтогаза» и оборонной промышленности. Что касается сотрудничества с Украиной, то у США было достаточно времени, чтобы выработать свою позицию по этому поводу. Напомним, что в прошлом сентябре появилась новость о том, что компания Boeing договорилась с Украиной о покупке ракет и двигателей, разработанных конструкторским бюро «Южное». Подписание договора предполагалось в октябре-ноябре 2015 года. Впрочем, в Boeing эту информацию довольно быстро опровергли.
Читайте нас в Яндексе
|