Коррумпированный, опасный, загадочный - ни одна другая компания в Европе не вызывает столько эмоций, как российский гигант "Газпром", самый крупный экспортер "голубого топлива" в мире, пишет Кевин П.Хоффманн в статье, опубликованной в Der Tagesspiegel.
Еще в 1930-е годы советские инженеры начали поиски нефти в тайге, крае двух древнейших народов - ханты и манси, но лишь после смерти Сталина, в начале 1950-х, удалось впервые напасть на месторождение нефти и газа. Причем, отмечает издание, газ долгое время рассматривался всего лишь как сопутствующий продукт при добыче нефти, поскольку еще не существовало приемлемых методов его транспортировки. Но, когда польза от его использования стала очевидной, "русские построили сеть газопроводов протяженностью в 160 тыс. км, соединив между собой месторождения и направив газ за границу". По толстым трубам газ через Урал идет в западном направлении, в Центральную Европу.
"Эта сеть сегодня - гораздо больше, чем трубопроводы: это и банки, и спортивные союзы, и даже детская радиостанция. И все это находится в руках одного владельца - "Газпрома", самого крупного мирового поставщика газа. В сложной структуре концерна по всему миру задействовано около 450 тыс. сотрудников. Оборот компании в 2009 году составил 70 млрд евро", - продолжает автор.
Будь "Газпром" акционерным обществом западного образца, его руководство было бы не таким многочисленным, а структура - более прозрачной. Об этом бы позаботились акционеры. "Однако российский концерн функционирует согласно иным законам и вызывает в Европе бурю эмоций: страх и гнев у критиков Кремля, недовольство и неприятие у европейских потребителей. В первую очередь из-за того, что "Газпром" является неотъемлемым инструментом политики".
В прошлом году, замечает журналист, концерн утратил часть своего влияния в результате экономического кризиса, что вынудило его пойти на некоторое снижение цен.
При президенте Ельцине, продолжает автор статьи, "Газпром" был бы постепенно распродан олигархам, но его преемник Владимир Путин посадил во главе концерна Дмитрия Медведева, сегодняшнего президента, который предотвратил распад гиганта на тысячу мелких компаний.
"В Германии концерн ассоциируется прежде всего с "демократом чистой воды" Владимиром Путиным и автором этого эпитета экс-канцлером Герхардом Шредером, который теперь лоббирует интересы Балтийского газопровода", - говорится далее в статье. При этом многие немцы считают российский концерн "внешнеполитической рукой" российской власти.
"Мозг концерна, утверждают критики, сегодня находится в Белом доме - резиденции правительства во главе с премьером Владимиром Путиным. Высотное здание с остроконечной крышей и серо-голубым фасадом всего через две станции метро от дома правительства - штаб-квартира концерна. Отсюда исходят приказы по всему миру - в том числе в Берлин, Лондон и даже в Нигерию", - повествует корреспондент.
Здесь же находится кабинет Александра Медведева, заместителя председателя правления "Газпрома", его "министра иностранных дел". "Наши конфликты с Украиной и с Белоруссией безосновательно политизируются", - говорит топ-менеджер и тут же противоречит сам себе, утверждая, что "политика всегда присутствует в нашем бизнесе".
"Сегодня "Газпром" - инструмент и магазин самообслуживания для власти", - считает журналист и писатель Валерий Панюшкин. По словам публициста, менеджеры "Газпрома" находятся в тесной связи с властью и живут в своем собственном мире, не понимая критики простых граждан. Он рассказывает о вилле главы "Газпрома" Алексея Миллера - копии петербургского Эрмитажа, шелковые ковры в которой меняются каждый раз, как на них падает сигаретный пепел.
"Точно так же, как невозможно составить целостную картину России, нельзя получить исчерпывающее представление о ее крупнейшем газовом концерне, - заключает издание. - Поражен ли его организм коррупцией? Однозначно. Но кто бы мог пару лет назад подумать, что такие немецкие промышленные гиганты, как Siemens, Daimler или MAN, будут вынуждены заплатить миллионные штрафы потому, что их менеджеры в течение не одного года тайно нарушали правила честной конкуренции? Возможно, иногда стоит немного оторвать взгляд от Германии, чтобы это стало очевидно".
|